Пищевое поведение — 2

Я тут как-то угрожала продолжением к посту про пищевое поведение и обещала, что напишу о том, как жить, если вы у себя обнаружили какие-либо его нарушения. С тех пор я перетрясла огромное количество информации на эту тему и что я могу сказать: решения у меня нет. Ни по одному из типов нарушения пищевого поведения. Точнее, у меня нет простого решения типа: делай вот так — получишь результат. Есть пучок разрозненных мыслей, которые я попытаюсь собрать в текст. Совсем-совсем не хочется скатываться в попсу и дилетантство от психологии, но раз уж я неосторожно затронула эту тему и обещала решение, то давайте уж потерпим, хорошо?

Экстернальное пищевое поведение. Само по себе оно не является проблемой. Ну, мало ли, кто чем увлекается: кто-то марки собирает, кто-то гастрономические впечатления. Проблема появляется тогда, когда появляется вина и порыв себя ограничивать или, ещё хуже, наказывать. Тогда начинаются вот эти всякие «всё, больше ни-ни». Я много читала советов для экстернальных едоков типа:

  • никогда не покупайте и не держите в доме продуктов, на которых вы срываетесь;
  • не ходите мимо пекарен;
  • не читайте рецепты в журналах и не смотрите кулинарные передачи;
  • не ходите в гости и в рестораны;
  • никакого шоколада в доме;
  • запретить и не пущать.

Серьёзно? Сначала вот так последовательно выращивать запретный плод, а потом всеми силами стараться удержаться? И я знаю, что есть люди, которым это удаётся: орторексикам и анорексикам. Отличная компания, хотим к ним? В попытке исправить одно нарушение пищевого поведения таким макаром можно только вырастить другое, ещё более серьёзное и глубокое. Если руководствоваться не сегодняшней фитнес-моралью, а здравым смыслом, то очевидно, что двигаться нужно в противоположную сторону. Запретный плод должен стать не просто доступным, а обыденным и даже скучным. Нет ничего интересного в шоколаде, который всегда есть в буфете, нет ничего притягательного в пирожных, если их себе не запрещать, нет смысла объедаться за праздничным столом, если я в любой день могу себе приготовить вкусняшку и стрескать её с чистой совестью. Если нет запретов — откуда взяться нарушениям? Но есть одно «но» — нужно иметь смелость отказаться от фитнес-морали и диетного мышления.

Эмоциогенное пищевое поведение. Хреновая новость: заедание эмоций на самом деле работает и на самом деле помогает пережить тяжёлые моменты. Это доступный и действенный инструмент, поэтому отказаться от него очень трудно. Это как отказываться от обезболивающего. Единственная альтернатива — избавиться от источника боли, избегать тех самых стрессовых ситуаций. Как? Уходить с нелюбимой работы, разводиться с мудаком-мужем, прекращать общение с невыносимыми родственниками, отказываться от неприятных социальных связей, перестать быть для всех зайкой, уметь говорить «нет» манипуляторам и слать лесом всех непрошенных советчиков. Главная задача — принять собственную ценность и поставить свои потребности на первое место, это то самое банальное «сначала полюби себя». Проблема в том, что если вы всё это умеете делать, то никогда не окажетесь среди тех, кто заедает эмоции. А раз уж вы оказались, то есть два варианта: оставить всё как есть в своей жизни или идти за помощью к психологам и психотерапевтам. Потому как самостоятельно из этого болота вы не выгребете.

Ограничительное пищевое поведение. Если вы его у себя опознали и вам от этого плохо — к психологу! Качество жизни стоит того, чтобы за него побороться. Если же вы его у себя опознали и вам от этого хорошо и радостно — всё ещё хуже и к психологу надо вотпрямщас. Но вы, конечно же, не пойдёте. Если вы опознали его у кого-то из близких — к психологу, вам объяснят как можно помочь. Здесь нет простых решений. Ограничительное пищевое поведение (а так же его спутники: навязчивое фитоняшество и инстаграмм головного мозга) растут из двух проблем. Первая — неприятие образа своего тела. И вторая — перенесение внимание с какой-то другой, более серьёзной проблемы. Типа, муж мне изменяет, с этим я сделать ничего не могу, а вот могу зато посидеть на диете. Или я выбрала хреновую профессию, надо с этим что-то делать, но я лучше буду загоняться по качеству пищи. Просто бездействие слишком невыносимо, а для адекватных действий нет ресурсов. Помните, как в «Дне радио»: «У нас две проблемы. Минобороны и пуговица. Пуговицу мы найти можем? Чисто теоретически? Можем. А с Минобороны… ничего. Вывод: ищем пуговицу». Как можно помочь себе самостоятельно? Решать свои проблемы адекватными методами: разбираться с мужем, менять профессию, работать над принятием тела. Трудно? Тогда — к психологу.

Смысл в том, что жизнь не строится вокруг еды, не строится вокруг вашей фигуры, даже вокруг вашей хорошести и удобности для окружающих не строится. Поэтому концентрироваться нужно не на еде, а на решении проблем, из-за которых у вас нездоровые отношения с едой.